ШКОЛА ИГРЫ НА СВИРЕЛИ: НАЧАЛО
Три мини-урока
Урок 1. ЗАЧЕМ ЛЮДИ ИГРАЮТ НА СВИРЕЛИ?
1. Что дает музицирование?
2. Современное положение свирели в музыкальной педагогике.
3. Радость и счастье как формирующаяся система восприятия мира.
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ И ДРУЗЬЯ,
рада приветствовать Вас на миникурсе, предваряющем создание
«ШКОЛЫ ИГРЫ НА СВИРЕЛИ»,
идеи, активно поддержанной участниками групп «Свирель – инструмент мира»:
ТГ: https://t.me/+2RV5-PJJgNZhMDIy (https://t.me/+2RV5-PJJgNZhMDIy)
ВК: https://vk.com/svirel_biz (https://vk.com/svirel_biz)
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Те
Видеоролик
(текст видеоролика)
Музицирование помогает осознать, что такое музыка!
А это – вопрос-вопросов в музыкальной педагогике…
И у каждого человека свой ответ на этот вечный вопрос.
Вспомним классиков:
Людвиг ван Бетховен
«Музыка – откровение гораздо более высокое, чем мудрость и философия…»
Александр Блок
«Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замыслы Зодчего… Музыка творит мир, она есть духовное тело мира… Дойдя до предела своего, поэзия вероятно утонет вмузыке…»
Фридрих Ницше:
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
А почему? Да потому, что
«Искусство – это шаг из природы в Бесконечность»
(по словам ливанского философа и поэта, Халиля Джебрана).
Беря в руки свирель, мы и совершаем этот шаг, приобщаясь к вечным истинам. На языке звуков!
Свирель – самый простой и удобный звуковысотный инструмент, успешно работать с которым можно всем классом.
Она способна вывести нашу страну на путь музицирования, а вместе с тем и открыть мир творчества каждому ребенку, подростку и, как показывает опыт, взрослому. Без ограничения в возрасте!
Парадоксально, но факт. В системе советской общей музыкальной педагогики свирель отсутствовала, хотя в каждом детском саду были музыкальные игрушки Завидовской подмосковной фабрики.
Что испытываешь, когда играешь на свирели? Давайте выделим в отзывах слушателей курсов повышения квалификации основное чувство.
«Вы знаете, я – скептик. И на семинар пришла на часок: посмотреть, чем нас еще могут удивить. Но… Свирель! Никогда не испытывала такого чувства. Минута – и я уже играю!!! Музыка рождается под моими пальцами.
Прожить жизнь, выйти на пенсию, подумывать об окончательном уходе из школы, ведь все труднее работать. И вот – найти то, что может превратить труд учителя музыки – в СЧАСТЬЕ: и для учителя, и для детей. Это – прекрасно!»
75-летняя слушательница.
«Чему тут учиться?! Я только что колледж закончила. Меня уже всему научили. Пришла отметиться, а то прогул запишут!»
Через два лекционных часа: «Да дайте же мне свирель, я играть хочу!»
Лара М.
« “Зарядилась” свирелью. Очень хочется научиться играть…»
О.А. Безносова, МДОУ ДОД № 28. Старый Оскол, 2011 год
Радость, удивление от быстрого результата, сожаление о том, что знакомство с возможностями пластиковой свирели состоялось лишь на склоне лет!!!
Тридцать три года исполнилось одному из первых опытов: самому кратковременному и потрясающему.
Прошел он в 31 школе города Курска в 3 классе под руководством учителя начальных классов: за неполных два месяца дети сыграли около 40 мелодий с начала занятий со свирелью. 3-минутный фрагмент концерта, прошедшего 25 мая 1991 года по итогам этой работы, начатой 1 апреля этого же года, приводится в видеоролике выше.
Обобщение результатов этой работы дано в Научно-методическом руководстве игры на свирели.
Выделю фрагменты 5 ОТЗЫВОВ детей из 23 сочинений класса, написанных перед концертом:
Виктор Абашкин:
«Мне нравится играть на свирели. Я на ней играю в классе и дома. Выучил много пьес. Я играю на свирели вместе с классом. Скоро съемка. Мы ее репетируем. Играем всем классом, дуэтом; каноном, двухголосием. Когда я играю на свирели, я испытываю что-то необычное».
Олеся Коржаневская:
«Когда я начала играть на свирели, у меня развивался ум, я не знала, что из 6 дырочек можно сыграть многие песни, например, “Старый клен”, “Горные вершины”, “Антошка” и многие другие. Всего 6 дырочек, а такой звук! Моя мама не знала, что я буду так играть. Когда я была маленькой, мне мама тоже купила свирель, я пыталась играть на ней, свистела и, естественно, передувала, получался визг. А теперь…»
Наталья Ельцова:
«Когда я купила свирель, то я не знала, как с ней обращаться. Но меня научила учительница. Я думала, что свирель проста, но оказалось, что она умеет разговаривать, песни петь. Теперь я поняла, что свирель — это инструмент. Когда я играю, то мне кажется, что этот инструмент разговаривает со мной, передает какую-то мысль. Свирели бывает больно, как человеку; когда сильно дуешь, то она как будто плачет. У нее 6 дырочек, свисток, который снимается и одевается. Мы уже выучили 39 песен, например: “Вдоль да по речке”, “Перепелочка”, “Серенькая кошечка”, “Скворушка”, “Вьюн”, “Старый клен”, “Антошка”, “Осень”, “Полька”. Это еще не все песни, которые мы выучили. Мне очень нравится играть на свирели».
Сергей Кондаков:
«Свирель я никогда не брал в руки, а первый раз увидел первого апреля. Сначала я думал, что играть на ней трудно, но оказалось легко. Когда я играю, мне кажется, что я — это не я, а свирель. Если у меня плохое настроение, я беру свирель и играю. Скоро каникулы и я поеду в деревню к дедушке и бабушке. Они живут у большой реки. У них есть лодка, и я буду плавать на ней и играть на свирели любимые мои мелодии. Спасибо Елене Станиславовне, что она научила меня играть на свирели».
Анатолий Млеванов:
«Вот уже прошло почти два месяца, как я играю на свирели. Казалось бы, что за это время можно было так наиграться, что потом было бы уже неохота играть. А я хочу… Когда я играю на свирели, мне кажется, что я великий музыкант. А на самом деле обыкновенный ребенок, который играет на свирели».
Прошло 33 года.
Сегодня на свирели играют дети и взрослые, инвалиды по зрению и даже по слуху (с диагнозом — атрофия слухового нерва).
И конечно же, воспитанники детских садов и общеобразовательных школ. По ходу отмечу, что именно для воспитателей и учителей начальных классов в 1990-е разрабатывались пособия, положившие начало сегодняшнему УМК.
Игра на свирели — это еще и ЗДОРОВЬЕ. Отмечу лишь ДВА базовых параметра физиологического воздействия:
1. Систематическая дыхательная гимнастика обеспечивает укрепление бронхолегочной системы человека. А это на практике приводит к интенсивному восстановлению после бронхитов и пневмоний.
2. Гипервентиляция мозга. Что это дает? В наблюдаемой практике был даже случай снятия диагноза «судорожный синдром», причем под вопросом стояла эпилепсия…
Утраченная после инсульта чистота вокальной интонации при регулярной двухнедельной работе над, уже прозвучавшим «Городом, которого нет», полностью восстановилась: без дополнительных лекарств и процедур. А это — реабилитация в профессии!..
И это — лишь два направления здоровье восстановления и здоровье сбережения в работе со свирелью.
Оставляя на сегодня без внимания сонм педагогических проблем, которые решаются увлекательным процессом работы со свирелью, резюмирую:
Свирель дарует РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ. Восстанавливает и сберегает ЗДОРОВЬЕ. Успокаивает и вдохновляет человека на творчество, принося
МИР и ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Осознание необходимости этих параметров современному социуму отражено включением СВИРЕЛИ в 2023 году в ФЕДЕРАЛЬНУЮ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по музыке – как для общего знакомства, так и для исполнительской практики.
Базис для такой работы был создан еще в 1990-е годы рождением учебнометодического комплекса, его «доработкой» в 2000-е и 11-летием конкурсов-фестивалей под названием «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» (все Гала-концерты представлены в группе вК, а также все материалы собраны на специальном сайте www.svirel.biz (http://www.svirel.biz/)
11 Гала-концертов размещены на RUTUBE (подписывайтесь)
9 сборников с научно-практическими обобщениями по общей теме «Инструментальное музицирование в школе» выложены в электронной библиотеке eLibrary (приняты системой Российского индекса научного цитирования – РИНЦ).
Вся полная информация об этих материалах размещена в открытом информационном пространстве, как и все упоминаемые пособия: для свободного изучения и работы.
ЗАДАНИЕ
- Приобрести свирель — см. инструкцию в 3 уроке.
- Проиграть первые 10 мелодий из буклета-вкладыша самостоятельно
- Начать знакомство с материалами учебно-методического комплекса на сайте: www.svirel.biz.